Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
А вот как вы думаете, дорогие читатели и мимокрокодилы, как у эльфов обстоят дела с детскими ролевыми играми? Теми, которые "дочки-матери", "а давай мы с тобой как будто мама и папа"? Всякие игры в охоту и прочую разведку, наверное, тоже сюда, в принципе.
Лично у меня тут два ответа.
В общем виде: нигде. Это тесно связанные психологические процессы. Собственно, я сторонник идеи, что игровая активность как явление просто не появилась бы и не оказалась бы устойчивым элементом психики множества видов живых существ, если не имела вполне практического смысла для вида.
В частных случаях - проведение границы зависит от конкретной задачи, которую мы решаем, и того, как конкретно мы здесь определяем "игру" и "обучение".
так что насчёт шахмат?
Играя в шахматы - ты учишься как минимум играть в шахматы. (Развитие соответствующих аспектов мышления прилагается). Так как это социальная активность - ты, скорее всего, учишься еще и взаимодействию с другими.
Или даже элементарной игры в "резиночку"
Развитие и тренировка моторных навыков, ага. Причем гораздо менее напряжное, чем выполнение занудных однотипных упражнений - ровно таких же по содержанию, но без игрового смысла. А так как это еще и социальная активность...
Понятное дело, что если играть на уже низком для себя уровне сложности, обучающий элемент здесь тормозится.
Хотя тоже есть нюанс: если чемпион по шахматам играет с новичком - понятно, что сам по себе выигрыш у новичка не принесет чемпиону особого опыта. Но если он учит новичка играть - чемпион обучается в процессе сам. И тому, как учить - и заодно может найти для себя что-то новое в знакомой, казалось бы, игре, посмотрев на нее несколько иначе, чем раньше.
Наверное, в зависимости от подхода вообще очень многое можно сделать или игрой, или поводом чему-то научиться.
Интересно, можно ли это (эффективно) совместить? Вот Mark Cain выше пишет, что это разные процессы.
Если соберусь написать - кинусь ссылкой)
Ну, и я не отрицаю других точек зрения, но то, что игра как таковая - чуть ли не единственный вид деятельности в природе, не имеющий иной практической пользы, кроме получения удовольствия (а получать удовольствие крайне важно для здоровья), - по крайней мере, доказано лабораторно, и от этого можно отталкиваться дальше.
А ещё просто догонялки на тему Светил могут быть.
Эльфы ведь должны были об этом услышать от Валар, да?
И я не вполне понимаю, из чего он делает этот вывод.
Хотя не исключаю, что где-то здесь есть несостыковка узкой и широкой трактовки слов "игра" и "обучение".
Наверное, в зависимости от подхода вообще очень многое можно сделать или игрой, или поводом чему-то научиться.
Интересно, можно ли это (эффективно) совместить?
Так ведь совмещают. И как раз с повышением эффективности обучения.
Яркий рабочий пример про детей из жизни: gold-of-whitesea.ru/
Или существование вот таких книг: yandex.ru/images/search?text=%D0%B7%D0%B0%D0%BD...
Или Перельман с его "Занимательной физикой" и "Занимательной математикой".
Про дрессировку - можно посмотреть, что пишет Карен Прайор о дельфинах lib.ru/NATUR/PRYOR/weter.txt
Пример из того, что сейчас у меня в реале происходит: я учусь танцам. Причем стилю, где велика роль импровизации. И преподаватель никогда не перебарщивает с занудным выполнением одного и того же упражнения. Зато практически на каждом занятии продвинутой группы дает задания на импровизацию, являющиеся довольно сходными с игрой - например, когда надо танцевать, отслеживая при этом другого, в идеале - обыгрывая это в танце (и так все ученики вплетаются в цепочку, кто за кем следит); или когда надо импровизировать, поддерживая контакт с другим учеником, как-то обыгрывая этот контакт, чтобы сделать танец интересным для "партнера" и зрителей, а не просто набором движений, которые все тут знают и умеют. Или, на днях было, когда каждый побывал по минуте в роли преподавателя - да, во время танца-импровизации.
Это дает тот опыт, которого не получишь простым повторением движений или связки движений за преподавателем. Опыт импровизационного взаимодействия, опыт выражения эмоций в танце (ведь когда у танцора в глазах бегущая строка: "ааа?! что бы еще такого сделать?!" - это не танец ))) ).
Mark Cain, Ну, и я не отрицаю других точек зрения, но то, что игра как таковая - чуть ли не единственный вид деятельности в природе, не имеющий иной практической пользы, кроме получения удовольствия (а получать удовольствие крайне важно для здоровья), - по крайней мере, доказано лабораторно
Можно ссылки на конкретные исследования? (В смысле, не обязательно ссылку на веб-страницу, можно просто - кто, где и что за эксперимент проводил, статью сама найду, если приспичит).
Даже никогда не приходило в голову, что они могут не играть)
Из конкретики я скорее представила бы игры в Великий Поход, приход в Аман или пересечение моря на острове, и всякое "смотри, я Ульмо и повелеваю волнами" (ну и дудишь в свой Улумури) или "смотри, я Артанис и так же метко стреляю" (накручиваешь косы венцом на голове и стреляешь лучше, чем те, с кем играешь)), чем "дочки-матери".