Перепощиваю из фейсбука Зои Звиняцковской, потому что оно того стоит:
"Простите, но я должна зафиксировать это для себя. это просто алгоритм для работы. листайте дальше
Значит, в 6:50 вечера поступил первый сигнал о возгорании в районе крыши Нотр-Дам. ну и вы же понимаете - это объект номер 1 наверное у них там.
Приезжает первая пожарная бригада и начинает работы по тушению. к ней присоединяются другие. работы выглядят бледно и беспомощно, явно не соответствуя уровню и ценности объекта. все в панике и безумии, но среди тысяч голосов на всех языках рефреном повторяется бешеный крик: что же пожарные?!
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану.
План выглядит, мягко говоря, херовым. в 8 вечера шпиль собора горит как свеча, это огромное неукротимое пламя и весь мир в ужасе смотрит на трагедию. все хотят сохранить эту уникальную жемчужину западной цивилизации, все требуют неотложных, экстренных мер
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану.
читать дальшеОхваченный пламенем шпиль собора на глазах у всего мира кренится вбок, надламывается посредине и падает на гибнущее здание. люди не верят глазам, кажется, наступает конец времен. те, кто постарше, вспоминают свое личное, внутреннее, ни с чем не сравнимое чудовищное ощущение вакуума внутри, чувство конца света, когда упали башни-близнецы. они не думали, что переживут это вновь
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану. Я не могу представить, сколько человек разной степени влиятельности в первые полчаса пожара позвонили начальнику пожарных и сказали, прокричали, велели ему: примите меры! ГДЕ ВЕРТОЛЕТЫ? что ж вы не сбрасываете с воздуха воду? это ж наша святыня, надо что-то делать!!! Даже Трамп (!) написал этим французским недотепам в твиттер - ВОДЯНАЯ БОМБА, придурки, вот что вам сейчас нужно! мы, американцы, мастера по сбрасыванию бомб и теперь я даю вам мой компетентный совет. Залейте его водой с неба, наконец!
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану. Параллельно представитель собора прямо на фоне пылающего здания примерно каждый час дает блиц пресс-конференции журналистам. он растерян, но выполняет свою работу. он общается с прессой. он говорит то, что все и так видят: СГОРЕЛО ВСЕ, говорит он - ну вот просто все. он повторяет это каждый час после 10 вечера. Люди вокруг плачут, молятся и кричат от ужаса.
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану. Не видно ничего, фото с дрона дает апокалиптические картинки, там просто море огня и кажется, уже все равно, что делать. жалкие струи воды выглядят на фоне адского бушующего пламени как насмешка. все эти ужасные часы агонии это выглядело как насмешка, черт побери! первое, что надо сделать потом - разобраться с этими пожарными! пламя подбирается к башне западного фасада
Пожарные оживляются, выходят на связь и внятно говорят: сейчас важный момент. если в башне вспыхнет огонь, то может упасть колокол. он пробьет конструкции и западный фасад может частично завалиться. вот сейчас мы действительно поднажмем, но гарантии дать не можем, это стихия
вытащенные из баров, хранилищ и постелей искусствоведы в разных странах и часовых поясах по скайпу перечисляют утраченные сокровища и скульптуры на фасаде. на них (искусствоведов) больно смотреть. они в растерянности и шоке, они буквально убиты утратой, само описание памятника, которое они делают по запросу журналистов, вгоняет их в ступор прямо в процессе интервью.
Башня фасада вне опасности, пожарные сухо информируют, что хотели бы зайти внутрь (!!!), чтобы укрепить стены изнутри. все пропускают эти слова мимо ушей, продолжая оплакивать утрату Обрушения стен ждут с минуты на минуту, в сети идет спор о том, стоит ли восстанавливать сожженное дотла здание. одни говорят - это символ европейской цивилизации. другие - жалкий новодел не заменит бесценную погибшую святыню. мнения разделяются, начинается дискуссия. о соборе говорят как об уже несуществующем.
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану.
Пожар бушует уже больше 6 часов, кажется, выгорело все, что можно, опустилась ночь и за клубами дыма толком не видно уже, что там со стенами
Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану. в какой-то момент, уже глубокой ночью, они сообщают, что пожар потушен.
Президент Франции, официальные люди и пресса буквально врываются в центральный неф собора, несмотря на то, что сверху в дыру, где стоял шпиль, еще сыпятся пылающие угли. внутри темно и спокойно. на стенах даже нет видимой копоти. интерьер не тронут. каменная коробка, увенчанная сложными готическими сводами - тоже из камня - защитила внутренность собора от пылающего над ней деревянного леса крыши. Какая-то взволнованная женщина - представитель французских властей, отвечая прессе на вопросы о сохранности интерьера, говорит "там все на месте, буквально нет ни одного обгоревшего стула". по ее щекам текут слезы
Пожарные исчезли из поля зрения
Вся каменная конструкция собора сохранена полностью, интерьеры и сокровища искусства на фасаде и внутри вне опасности, по факту сгорела только деревянная крыша, часть ее была построена еще в 12 веке. восстановительные работы начнутся завтра утром, говорит президент Франции; вот вам первые 100 миллионов евро для начала, говорит виднейший французский бизнесмен час спустя. Объявлен сбор пожертвований.
Все это время у пожарных был план. который они составили заранее. они знали все о конструкции собора. знали, что под крышей - деревянные опоры. а под опорами - готическое кружево камня. знаете, средневековые соборы очень хрупкие. их могли строить такими высокими только за счет облегчения конструкции. система несущих колонн, заполненная легкими материалами - или даже просто дырки арок и витражи. готические своды - то же самое. вот эти "ребра" на потолке - они и держат свод. они очень тонкие, там прочность полтора ( архитекторы меня пойму и поправят формулировку), и разрушить их очень легко. Во времена Французской революции новая атеистическая власть массово разрушала католические готические соборы во Франции. это дело было поставлено на поток так, что даже один архитектор написал специальную техническую книгу: "Как взрывать готические соборы". со схемами и планами, так вот, для разрушения огромного собора надо всего лишь 3 кг взрывчатки, которые необходимо установить в трех ключевых местах. Всего лишь, понимаете? Взорвать их - и собор рухнет. Пожарные точно это знали. они знали гораздо больше - они знали ВСЕ ЧТО НУЖНО, для принятия правильных решений по спасению памятника. Нельзя было сбрасывать воду - она бы пробила каменный потолок. они сразу это сказали. и продолжили делать свою работу. 400 пожарных. они и сейчас еще там работают - охлаждают нагревшиеся элементы и гасят остаточные очаги. делают свою работу
Итого: 1) потрать время на подготовку, изучи проблему максимально. потом времени не будет. 2) имей силы отстоять свое видение, не дай никому тебе помешать 3) делай свою работу 4) будь готов к тому, что никто не оценит добытый тобою результат 5) не рассчитывай на благодарность 6) будь готов сделать это еще столько раз сколько понадобится.
Мне кажется, довольно легко запомнить
пысы - добавлю фотки, а то люди не верят. да и правда, поверить трудно. первое фото - как это ВЫГЛЯДЕЛО. выглядело это как адский котел со смолой. мы не знаем, что мы видим относительно мелкую "коробку" крыши, под которой каменное дно потолка. мы уверены, что горит прямо на полу, правда? и я так думала. второе фото - люди входят в нетронутый собор. дыра в потолке - там, где был шпиль. из дыры падает раскаленный уголь. над тонким каменным потолком еще пылает пожар. но внутри огня не было
смотрите - дальше фото сегодня утром. вот он, неф, и роза, Yuri Makarov, роза уцелела, во всяком случае тут, над северным входом, уцелела, вы видите?)"(с) Ну и от себя - Окно-Роза - одно из старейших - цело, интерьеры - целы, кровлю восстановят, и мы все в прямом эфире видели, как выглядит настоящее чудо.
Перепощиваю краткое изложение того, что о пожаре говорит Александр Гади, президент "Национальной ассоциации защиты исторических памятников" :
"Лес", то есть старинная деревянная конструкция, поддерживающая крышу (там больше полутора тысяч балок, часть из которых датируются 13 веком), был обработан всеми полагающимися противопожарными составами. И система раннего пожарного оповещения была и работала. Конструкция, однако, не позволяла смонтировать там автоматическую систему противопожарного "душа". Специальная система сигнализации и пожарного оповещения была смонтирована на строительных лесах. Особенность их конструкции была в том, что они - при весе больше 100 тонн - ни в одной точке не касались стен и крыши собора, чтобы не создавать дополнительной нагрузки. Отдельный компьютер за системой сигнализации на этих лесах наблюдал. Были специальные правила поведения на реставрационных работах. Например, внутрь этого шпиля, который обрушился, имели право заходить только 6 рабочих, прошедшие специальный инструктаж. Меньше недели назад - в прошлый четверг - с помощью этих лесов сняли, спустили на землю и увезли на реставрацию двенадцать медных скульптур апостолов, располагавшихся у основания того самого шпиля в центре крыши, который теперь и обрушился. Все очень радовались надежной и мощной конструкции этих лесов, все телеканалы оттуда сделали прямые репортажи (вот на фото внизу, например, кадр оттуда). Но бывают такие пожары, когда всего этого оказывается недостаточно. Особенность старинного "леса" под крышей (не путать со строительными лесами) заключалась в том, что дерево, из которого были сделаны эти перекрытия, - это специально обработанный мореный дуб, выдержанный под водой на протяжении нескольких лет (это технология средних веков). Он почти "окаменевший", очень плотный и твердый, загорается крайне трудно. И весьма вероятно, что огонь начал разгораться где-то внутри деревянной конструкции не несколько часов, а еще несколько дней назад. Но когда он "вылез" на поверхность, уже ничего сделать было нельзя.
Тот же Гади говорит, что тактика пожарных была сразу рассчитана на то, чтобы пожертвовать загоревшейся деревянной структурой, но сохранить каменные конструкции, особенно аркбутаны и контрфорсы. Они реально держат стены и свод. Поэтому сразу были исключены большие массы воды с самолетов или вертолетов, а также обильные потоки из бранспойтов. Использовалось ограниченное количество воды, чтобы охлаждать несущие конструкции, не разрушая их, и не заливая свод - ниже горящих деревянных перекрытий - поскольку он мог не выдержать слишком резких перепадов температуры и растрескаться.
И напоследок - "Прекрасная Богоматерь" цела. И не важно, на самом деле, подлинная она или великолепно стилизована в 19 веке. Она уцелела. И как сегодня написал один хороший человек "при нас будут строить Нотр Дам".
"Я собралась с духом и все-таки напишу то, что не смогла написать вчера. Вчера моя лента была полна критикой в адрес французских пожарных - мол, эти олухи даже не могут шарахнуть по Нотр-Даму водой с воздуха, это все потому, что у них нету нашего Бе-200 или хотя бы вертолета пожарного, тушат какими-то пукалками, не хотят рисковать жизнью, потому что живут в благополучной стране... и так далее.
Так вот. У французов ЕСТЬ пожарная авиация. Но она не используется при тушении таких пожаров. Прежде всего - тонны воды, которые полетели бы на своды собора, разрушили бы перекрытия. Кроме того, с самолета очень трудно точно попасть в огонь, он летит очень быстро и сбрасывает воду на лету. При этом, если попасть в край пожара, горящие частицы разлетятся на огромное расстояние и подожгут все вокруг. Когда Бе-200 или Ил-76 сбрасывает воду на лес, деревья часто выворачивает с корнем, и они ложатся друг на друга в несколько "этажей". Согласитесь, что подвергать такой "бомбардировке" старинный собор было бы не лучшей идеей. А вертолет может зависнуть и сбросить воду с небольшой высоты относительно точно, но при этом он неминуемо раздует огонь лопастями.
Поэтому французские пожарные охлаждали собор водой снаружи, поливая стены, но не использовали авиацию, и сделали все совершенно правильно. Они рисковали жизнями, потому что любой пожар - это всегда риск, а такой пожар - это риск чудовищный.
Тушить музеи, тушить произведения искусства, библиотеки - это очень, очень сложно, там нельзя, не задумываясь, лить воду, нужно работать очень бережно и аккуратно. Я думаю, что французским пожарным было вчера невероятно тяжело физически и морально, они тушили сложнейший пожар, они спасали то, что искренне любят - один из важнейших символов Франции и мировой культуры вообще, и они сохранили все, что смогли."
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Коммент честно стырен у Амель, а ссылки к нему - отовсюду.
И снова удивительная история о том, как мир поп-культуры и развлечений иногда неожиданно пересекается с миром настоящим. После вчерашнего ужасного пожара в соборе Нотр-Дам, с утра международная пресса и эксперты начали обсуждать вопрос восстановления. Два богатейших бизнесмена Франции выделили уже на реконструкцию суммарно 300 млн евро, но остается вопрос - а где взять чертежи и вообще как восстанавливать такое сложно-устроенное историческое здание как построенный в 1163 году собор? Оказалось, что есть на чём. Во-первых, ученый искусствовед Эндрю Тэллон несколько лет назад составил полный план собора, основанный на технологии лазерного сканирования, во-вторых - и это самое, конечно, примечательное - неоценимую помощь при реконструкции собора окажет игра Assassins Creed Unity. Сотрудница Ubisoft Кэролин Миусс потратила два года жизни, чтобы осмотреть детально весь собор и создать максимально подробную виртуальную копию вплоть до последнего кирпичика (и это не художественное преувеличение). Нотр Дам в игре - это 100% реальный собор, по которому могли лазать игроки, и который сейчас может очень и очень пригодиться реставраторам при работе.
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
И вот знаете, как-то я добрых полдня не могу отделаться от этой феерической картины - отдельных расчетов пожарных, все эти полсуток методично поливающих витражи. В том числе после того, как пожар потушили. Потому что раскаленный камень остывает медленно. И пока он не остыл, витражи не в безопасности.
Я может живу в стране розовых пони, но у меня вчера даже мысли не возникло, что они могут тушить как-то неправильно или не делать все, что могут. Франция, конечно, не самая богатая страна Европы, но, блин, цивилизованная и европейская, и Нотр-Дам - объект мирового уровня, чтобы спустя рукава к нему относиться. Потом читала комментарии диванных пожарных в интернете и они только недоумение вызывали, типа: эээ, люди, вы в своем уме?
Когда сравниваешь вчерашний ужас с сегодняшней реальностью - действительно возникает мысль о небесном вмешательстве. Когда начинаешь читать материалы - понимаешь, что это то самое "у бога нет других рук, кроме наших".
Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
(Унесено у Аше, но попадалось где-то еще.)
Из фб Сергей Пархоменко:
Сейчас на одном из каналов подробно комментировал ситуацию Александр Гади, президент "Национальной ассоциации защиты исторических памятников" (это организация, чем-то похожая на наш Архнадзор, только очень мощная и влиятельная).
И вот то, что он говорит (в изложении, без точных цитат):
"Лес", то есть старинная деревянная конструкция, поддерживающая крышу (там больше полутора тысяч балок, часть из которых датируются 13 веком), был обработан всеми полагающимися противопожарными составами. И система раннего пожарного оповещения была и работала. Конструкция, однако, не позволяла смонтировать там автоматическую систему противопожарного "душа".
Специальная система сигнализации и пожарного оповещения была смонтирована на строительных лесах. Особенность их конструкции была в том, что они - при весе больше 100 тонн - ни в одной точке не касались стен и крыши собора, чтобы не создавать дополнительной нагрузки. Отдельный компьютер за системой сигнализации на этих лесах наблюдал. Были специальные правила поведения на реставрационных работах. Например, внутрь этого шпиля, который обрушился, имели право заходить только 6 рабочих, прошедшие специальный инструктаж.
Меньше недели назад - в прошлый четверг - с помощью этих лесов сняли, спустили на землю и увезли на реставрацию двенадцать медных скульптур апостолов, располагавшихся у основания того самого шпиля в центре крыши, который теперь и обрушился. Все очень радовались надежной и мощной конструкции этих лесов, все телеканалы оттуда сделали прямые репортажи (вот на фото внизу, например, кадр оттуда).
Но бывают такие пожары, когда всего этого оказывается недостаточно.
Особенность старинного "леса" под крышей (не путать со строительными лесами) заключалась в том, что дерево, из которого были сделаны эти перекрытия, - это специально обработанный мореный дуб, выдержанный под водой на протяжении нескольких лет (это технология средних веков). Он почти "окаменевший", очень плотный и твердый, загорается крайне трудно. И весьма вероятно, что огонь начал разгораться где-то внутри деревянной конструкции не несколько часов, а еще несколько дней назад. Но когда он "вылез" на поверхность, уже ничего сделать было нельзя.
Тот же Гади говорит, что тактика пожарных была сразу рассчитана на то, чтобы пожертвовать загоревшейся деревянной структурой, но сохранить каменные конструкции, особенно аркбутаны и контрфорсы. Они реально держат стены и свод. Поэтому сразу были исключены большие массы воды с самолетов или вертолетов, а также обильные потоки из бранспойтов. Использовалось ограниченное количество воды, чтобы охлаждать несущие конструкции, не разрушая их, и не заливая свод - ниже горящих деревянных перекрытий - поскольку он мог не выдержать слишком резких перепадов температуры и растрескаться.
Хэлле, Когда сравниваешь вчерашний ужас с сегодняшней реальностью - действительно возникает мысль о небесном вмешательстве. Когда начинаешь читать материалы - понимаешь, что это то самое "у бога нет других рук, кроме наших". У меня такие же мысли возникали.
Для тех, кто сдался - мир словно камень. Для тех, кто верит - он пластилин.
Это же просто ювелирная работа: все рассчитать, чтобы в таком пожаре даже стекла витражей уцелели. Насколько ужасно все выглядело ещё утром, а теперь фото уцелевшего дарит надежду, что очень многое отстояли и собор восстановят.
Для тех, кто сдался - мир словно камень. Для тех, кто верит - он пластилин.
Подобная крыша была была в соборе св. Павла в Лондоне, как-то сразу вспомнился лондонский пожар 1666 года, когда в новостях увидел. Хорошо, что не так закончилось.
Хэлле, firnwen, спасибо. Обнадеживает, когда смотришь, как много все-таки спасли от огня.
"Я собралась с духом и все-таки напишу то, что не смогла написать вчера. Вчера моя лента была полна критикой в адрес французских пожарных - мол, эти олухи даже не могут шарахнуть по Нотр-Даму водой с воздуха, это все потому, что у них нету нашего Бе-200 или хотя бы вертолета пожарного, тушат какими-то пукалками, не хотят рисковать жизнью, потому что живут в благополучной стране... и так далее.
Так вот. У французов ЕСТЬ пожарная авиация. Но она не используется при тушении таких пожаров. Прежде всего - тонны воды, которые полетели бы на своды собора, разрушили бы перекрытия. Кроме того, с самолета очень трудно точно попасть в огонь, он летит очень быстро и сбрасывает воду на лету. При этом, если попасть в край пожара, горящие частицы разлетятся на огромное расстояние и подожгут все вокруг. Когда Бе-200 или Ил-76 сбрасывает воду на лес, деревья часто выворачивает с корнем, и они ложатся друг на друга в несколько "этажей". Согласитесь, что подвергать такой "бомбардировке" старинный собор было бы не лучшей идеей. А вертолет может зависнуть и сбросить воду с небольшой высоты относительно точно, но при этом он неминуемо раздует огонь лопастями.
Поэтому французские пожарные охлаждали собор водой снаружи, поливая стены, но не использовали авиацию, и сделали все совершенно правильно. Они рисковали жизнями, потому что любой пожар - это всегда риск, а такой пожар - это риск чудовищный.
Тушить музеи, тушить произведения искусства, библиотеки - это очень, очень сложно, там нельзя, не задумываясь, лить воду, нужно работать очень бережно и аккуратно. Я думаю, что французским пожарным было вчера невероятно тяжело физически и морально, они тушили сложнейший пожар, они спасали то, что искренне любят - один из важнейших символов Франции и мировой культуры вообще, и они сохранили все, что смогли."
nasse, это охрененно. Да.
~Романоф-ф, да, спасибо. Я видела, но не успела еще утащить. Оно должно лежать все вместе, для полной картины.
И снова удивительная история о том, как мир поп-культуры и развлечений иногда неожиданно пересекается с миром настоящим. После вчерашнего ужасного пожара в соборе Нотр-Дам, с утра международная пресса и эксперты начали обсуждать вопрос восстановления. Два богатейших бизнесмена Франции выделили уже на реконструкцию суммарно 300 млн евро, но остается вопрос - а где взять чертежи и вообще как восстанавливать такое сложно-устроенное историческое здание как построенный в 1163 году собор? Оказалось, что есть на чём. Во-первых, ученый искусствовед Эндрю Тэллон несколько лет назад составил полный план собора, основанный на технологии лазерного сканирования, во-вторых - и это самое, конечно, примечательное - неоценимую помощь при реконструкции собора окажет игра Assassins Creed Unity. Сотрудница Ubisoft Кэролин Миусс потратила два года жизни, чтобы осмотреть детально весь собор и создать максимально подробную виртуальную копию вплоть до последнего кирпичика (и это не художественное преувеличение). Нотр Дам в игре - это 100% реальный собор, по которому могли лазать игроки, и который сейчас может очень и очень пригодиться реставраторам при работе.
youtu.be/etOIm4b1_94
say-hi.me/novosti/notr-dam-de-pari-budet-vossta...
www.bfmtv.com/culture/notre-dame-de-paris-les-v...
twitter.com/PompiersParis/status/11180441621070...
twitter.com/meownauts/status/111807557972144947...
twitter.com/AliciaLampero/status/11181580102228...
Потом читала комментарии диванных пожарных в интернете и они только недоумение вызывали, типа: эээ, люди, вы в своем уме?
Из фб Сергей Пархоменко:
Сейчас на одном из каналов подробно комментировал ситуацию Александр Гади, президент "Национальной ассоциации защиты исторических памятников" (это организация, чем-то похожая на наш Архнадзор, только очень мощная и влиятельная).
И вот то, что он говорит (в изложении, без точных цитат):
"Лес", то есть старинная деревянная конструкция, поддерживающая крышу (там больше полутора тысяч балок, часть из которых датируются 13 веком), был обработан всеми полагающимися противопожарными составами. И система раннего пожарного оповещения была и работала. Конструкция, однако, не позволяла смонтировать там автоматическую систему противопожарного "душа".
Специальная система сигнализации и пожарного оповещения была смонтирована на строительных лесах. Особенность их конструкции была в том, что они - при весе больше 100 тонн - ни в одной точке не касались стен и крыши собора, чтобы не создавать дополнительной нагрузки. Отдельный компьютер за системой сигнализации на этих лесах наблюдал. Были специальные правила поведения на реставрационных работах. Например, внутрь этого шпиля, который обрушился, имели право заходить только 6 рабочих, прошедшие специальный инструктаж.
Меньше недели назад - в прошлый четверг - с помощью этих лесов сняли, спустили на землю и увезли на реставрацию двенадцать медных скульптур апостолов, располагавшихся у основания того самого шпиля в центре крыши, который теперь и обрушился. Все очень радовались надежной и мощной конструкции этих лесов, все телеканалы оттуда сделали прямые репортажи (вот на фото внизу, например, кадр оттуда).
Но бывают такие пожары, когда всего этого оказывается недостаточно.
Особенность старинного "леса" под крышей (не путать со строительными лесами) заключалась в том, что дерево, из которого были сделаны эти перекрытия, - это специально обработанный мореный дуб, выдержанный под водой на протяжении нескольких лет (это технология средних веков). Он почти "окаменевший", очень плотный и твердый, загорается крайне трудно. И весьма вероятно, что огонь начал разгораться где-то внутри деревянной конструкции не несколько часов, а еще несколько дней назад. Но когда он "вылез" на поверхность, уже ничего сделать было нельзя.
Тот же Гади говорит, что тактика пожарных была сразу рассчитана на то, чтобы пожертвовать загоревшейся деревянной структурой, но сохранить каменные конструкции, особенно аркбутаны и контрфорсы. Они реально держат стены и свод. Поэтому сразу были исключены большие массы воды с самолетов или вертолетов, а также обильные потоки из бранспойтов. Использовалось ограниченное количество воды, чтобы охлаждать несущие конструкции, не разрушая их, и не заливая свод - ниже горящих деревянных перекрытий - поскольку он мог не выдержать слишком резких перепадов температуры и растрескаться.
У меня такие же мысли возникали.
morra winter, Хэлле, lalwen_day, но ведь у Него действительно часто нет рук, кроме наших...
От Брана еще обзорка: vk.com/@morganareed-sobor-parizhskoi-bogomateri...
Хэлле, firnwen, спасибо. Обнадеживает, когда смотришь, как много все-таки спасли от огня.